8 (800) 500-23-05 info@aggreko-eurasia.ru
06.06.2025
Каждый день мы помогаем нашим заказчикам решать их задачи в области энергоснабжения, проведения нагрузочных испытаний и охлаждения
Российский рынок автономной генерации столкнулся с беспрецедентными вызовами. Введенные с 2022 года санкции радикально изменили ландшафт отрасли: около 70–80% проектов были заморожены, а зависимость от западных поставщиков, занимавших ранее до 98% рынка, стала критической проблемой. Прекращение поставок оборудования и запасных частей из США и Европы вынудило промышленные компании искать альтернативные решения, включая продукцию из Китая и развитие отечественного производства.
До 2022 года российский рынок модульной генерации почти полностью зависел от поставок двигателей западных брендов, таких как Caterpillar, Cummins и Jenbacher. Уход этих производителей спровоцировал дефицит не только нового оборудования, но и запасных частей, необходимых для обслуживания существующих мощностей. Это поставило под угрозу стабильность энергоснабжения многих промышленных объектов.
На сегодняшний день даже гипотетическое возвращение западных брендов в Россию, о котором в последнее время говорят в кулуарах, не поможет восстановить статус-кво, т. к. производственные мощности и сервисные центры многих западных компаний на территории РФ перешли в руки новых владельцев, а занятые ими ранее ниши активно осваивают отечественные и азиатские производители.
Китайские производители первыми откликнулись на появившийся запрос. За последние годы они укрепили свои позиции на российском рынке, что особенно заметно на отраслевых выставках, где стенды компаний из КНР уже не уступают по масштабу и качеству презентации бывшим лидерам рынка. Среди брендов, получивших наибольшее распространение в РФ, — Weichai, Jichai и Yuchai, предлагающие дизельные и газопоршневые двигатели различной мощности. У многих производителей модульных энергоустановок сегодня уже накоплен успешный опыт их применения.
Например, компания «Аггреко Евразия» перевела часть своего флота модульных генераторов на двигатели Weichai Power мощностью 1 МВт, которые заменили моторы Cummins. Как отмечает менеджер по развитию бизнеса компании Вячеслав Мартынов:
Выбор производителя был обусловлен надежностью оборудования, доступностью комплектующих и соответствием двигателей транспортным габаритам (20-футовые контейнеры). На производственной площадке в Тюмени «Аггреко» осуществляет пакетирование этих двигателей, адаптируя их для работы на попутном нефтяном газе (ПНГ).
К весне 2025 года флот компании насчитывает уже 63 установки Weichai, из которых 50 функционируют на объектах заказчиков, включая Челябинский трубопрокатный завод, месторождения ООО «Газпромнефть-Хантос» и дочерние предприятия ПАО «Роснефть». При этом эксплуатация китайских двигателей оказалась дешевле, чем двигателей Cummins, при сопоставимых показателях дирейта (снижения мощности при работе на ПНГ)
Политика российского правительства, направленная на поддержание технологического суверенитета, стимулирует отечественных производителей, таких как Ярославский моторный завод (ЯМЗ), КамАЗ, ГАЗ, АО «РУМО», «Волжский дизель имени Маминых» (ВДМ) и Коломенский завод, и создает для них режим наибольшего благоприятствования на рынке решений для модульной генерации.
Как рассказал руководитель направления по продажам энергетического и компрессорного оборудования Инжинирингового центра «Кронштадт» Дмитрий Красичков:
Компания активно занимается реверс-инжинирингом и пакетированием отечественных агрегатов мощностью около 1 МВт. Среди приоритетных решений — мегаваттные установки Коломенского завода, РУМО-702 и ВДМ, а также перспективный двигатель группы «Синара» мощностью 1,5 МВт, начало поставок которого ожидается к концу 2025 года. Однако, несмотря на прогресс, отечественные двигатели пока что уступают зарубежным аналогам как по характеристикам, так и по стоимости (в ряде случаев), что ограничивает возможности их внедрения.
Итак, полная локализация производства двигателей в России — задача сложная и долгосрочная, требующая значительных инвестиций. Однако требования действующего законодательства уже сейчас делают обязательным использование решений, в составе которых преобладают отечественные компоненты. В этих условиях выходом является концепция углубленного российского пакетирования. Она предполагает сборку энергоцентров в России с применением зарубежных компонентов (например, двигателей из Китая), но с российской инженерной обвязкой, генераторами, системами управления (АСУТП) и сервисной поддержкой.
Успешный пример такого подхода демонстрирует компания «Аггреко Евразия». Так, уже упомянутые выше энергоцентры на базе двигателей Weichai включают обвязку, радиаторы, баки и другие компоненты российского производства.
Это позволяет довести долю отечественных компонентов до 50% и выше, что соответствует требованиям постановления № 1875. Более того, кастомизация двигателей под конкретные проекты добавляет к цене решения стоимость российского инжиниринга, что увеличивает степень локализации. Такой подход не только отвечает государственным интересам, но и ориентирован на реальные нужды заказчиков, которые не могут несколько лет ожидать разработки полностью отечественных решений.
Кроме того, несмотря на стремление к технологическому суверенитету, полная изоляция от международных рынков невозможна, поскольку разработка двигателей и турбин исключительно для внутреннего рынка РФ, составляющего всего 2% от общемирового, экономически нецелесообразна. Решением может стать кооперация в рамках ЕврАзЭС, ШОС и БРИКС, что открывает доступ отечественным пэккеджерам к половине мирового рынка.
Санкции заставили российскую промышленность адаптироваться к новым реалиям
Успешные кейсы, такие как переход компании «Аггреко Евразия» на двигатели Weichai, и усилия отечественных производителей, поддерживаемые государством, создают основу для стабилизации и развития рынка малой энергетики. Углубленное пакетирование, сочетающее российский инжиниринг с международными компонентами, становится компромиссным решением, позволяющим обеспечить нужды малой энергетики в краткосрочной перспективе и заложить фундамент для технологического суверенитета в будущем.